стартует второй Международный хоровой конгресс

14 сентября в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского стартует второй Международный хоровой конгресс «Выдающиеся деятели русского музыкального искусства», в рамках которого до конца октября в большом и малом залах МГК пройдет шесть концертов.

Среди коллективов, приглашенных принять участие в конгрессе, – Саратовский губернский театр хоровой музыки под управлением профессора Людмилы Лицовой. Саратовцы выступят на знаменитой сцене 22 сентября с программой памяти композитора Георгия Васильевича Свиридова, чье столетие со дня рождения отмечается в текущем году.

Откроет конгресс 14 сентября хор Московской консерватории под управлением С. Калинина. Концерт будет посвящен памяти А.В. Свешникова. Далее в течение двух месяцев пройдут концерты мужского хора Московской консерватории «Благовест», хора Донецкой академии музыки имени С.С. Прокофьева, армянского ансамбля «ArtVocalEnsamble», а также детских хоров «Весна» и «Вдохновение».

ВИВАТ, АКАДЕМИЯ !

 

13. 04. 2015 в Большом зал Колледжа Российской академии музыки имени Гнесиных состоялся концерт студентов и аспирантов Донецкой государственной академии музыки имени С.С. Прокофьева.

Тринадцатое апреля две тысячи пятнадцатого года. Весна. Пасха. По праздничной и очень светлой большой Москве я иду на концерт. Только что заботливый эскалатор просто банально выплеснул меня на поверхность станции метро Арбатская из недр гранитно - железного подземного города. И вот я топаю по асфальту, активируя себя в картине сегодняшнего дня под высоким весенним мирным небом столицы. Яркое солнце и легкий уже не зимний ветер удивительным образом наполняют жизнью несколько механистичную картину мегаполиса. Проносятся авто, гудит трасса, пульсирует вездесущая реклама, текут людские потоки.

Иду я в Гнесинскую академию, где сегодня выступают музыканты из Донецка, из Прокофьевской академии. Обозначаю для себя этот концерт как своего рода визит Сергея Сергеевича к Елене Фабиановне. По ходу пытаюсь проводить исторические параллели, делать логические выводы. Прокофьев и Гнесина. Оба родились в ХIХ веке. Она - в Ростове, он - в Сонцовке Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (сейчас с.Красное Донецкой области). Оба связали свою жизнь с Москвой и внесли огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры: он - как композитор, она - как фортепианный педагог, общественный деятель, создатель целой системы – структуры воспитания музыканта-профессионала. Школа – училище – институт: получилась целая академия !

Я иду в потоке сегодняшней московской реальности. Новомодные офисы, суперсовременные отели и деловые центры. Устаешь от этой бесконечной урбанистической симфонии! Периодически выплывающие из многочисленных переулков старинные здания переносят как бы на миг в глубину прошлых веков и окутывают какой - то милой и немного сентиментальной гармонией. Но это хрупкое состояние вдруг разрушается новой волной всё ускоряющегося городского ритма. Только внезапно разливающийся повсюду мелодичный колокольный благовест напоминает о том, что сегодня Пасха и «Христос воскрес!», и «Востину воскрес!», и этот величавый благородный тон, доносящийся, кажется, с колокольни храма Христа Спасителя, напоминает о вечном … Вечном как музыка, как небо над головой, вечном как земля под ногами, как память, запечатлевающая прошлое для нас – нынешних и завтрашних. Этот звон, этот тон напоминает мне о том, что где - то далеко отсюда - не смолкают пушки и катится по цветущему Донбассу гулкое эхо войны! Этот звон, этот тон напоминает мне и о том, все наши страдания искуплены распятием и кровью Христа, и наша печаль сменится радостью. А жизнь - продолжится, и продолжится история того города и тех улиц, по кото-рым я когда - то ходила, и этого города и этих улиц, по которым я сегодня, сейчас иду на концерт.

Сворачиваю с Нового Арбата на Поварскую. Теперь уже совсем рядом. Именно здесь на Поварской - этой старинной улице в самом сердце Москвы и находится знаменитая Гнесинка - Российская академии музыки имени Гнесиных. Там сегодня в 16 часов в одном из её прекрасных залов выступают мои земляки и коллеги, точнее, студенты и аспиранты Донецкой музыкальной академии имени С. Прокофьева. Ловлю себя на мысли что этот визит можно было назвать встречей « Академии с Академией». Безусловно, Гнесинская академия в рекламе не нуждается. Это одно из самых известных во всем мире профессиональных музыкальных учебных заведений. Недаром его часто называют «Гнесинский комбинат», который ведет свою историю с 1895 года, когда была открыта музыкальная школа, ставшая первой его ступенью. А в этом году исполняется 70 лет со дня основания Гнесинского Института, ставшего впоследствии, собственно, Академией.

Пересекаю переулок с названием Малый Ржевский и прохожу мимо парадного входа в здание Музыкальной гостиной Шуваловой. У меня есть немного времени и я могу вернуться к своим мыслям о двух академиях. Что же касается Донецкой музыкальной академии, которая носит имя своего выдающегося соотечественника, то она уже совсем скоро будет отмечать свой полувековой юбилей. Сохраняя и преумножая отечественные музыкальные традиции в ней выросло не одно поколение талантливых музыкантов. Ежегодно проводимые в её стенах и в одноименном зале филармонии Прокофьевские конкурсы и фестивали всегда привлекали на землю Донбасса - родину Сергея Прокофьева - немало профессионалов с мировым именем. Стоит заметить, что в Донецке также существует аналог «подобного комбината»: школа - училище – институт (консерватория, академия). У истоков его стоял выпускник московской консерватории, соученик А.Скрябина, С.Рахманинова, Р.Глиэра, Е.Гнесиной, профессор - пианист А.М.Шепелевский. Первым и самым важным шагом к осуществлению его замысла стало создание им в 1935 г. музтехникума и музшколы №1 в г. Сталино ( так назывался Донецк в те годы ). А открытие в 1968 году в шахтерской столице филиала Харьковского института искусств позволило создать полноценную трехступенчатую систему музыкального образования. В настоящее время при Донецкой музыкальной академии существует также и специальная музыкальная школа для одаренных детей.

И вот я почти у цели. Поварская, 36. Краткая аббревиатура «РАМ» имени Гнесиных. На барельефе - летящая фигура неутомимой Елены Гнесиной. Внушительное здание самой академии в монументальном сталинском стиле, и рядом почти вплотную многоэтажное современное здание её колледжа, где и намечена встреча в формате концерта. Из окон доносятся звуки музыки, льются голоса вокалистов, у входа - небольшими группками студенты, учащиеся с инструментами и без обсуждают последние музыкальные новости, московские премьеры, предстоящие академические концерты, экзамены. По ходу замечаю броскую «донецкую» афишу на фоне множества других интересных афиш.

Каким - то особенным уютом и теплом встречает меня концертный зал колледжа РАМ имени Гнесиных. Сцена, рояль фирмы Стенвей, микрофоны, звукооператор, видеокамеры - значит будет запись. И значит еще один артефакт станет достоянием глобальной мировой музыкальной паутины. С робкой надеждой ищу свободное место, зал - полон. Открываю программу концерта и знакомлюсь с его участниками: ассистенты – ста-жеры, студенты старших курсов и учащиеся спецмузшколы при Донецкой музыкальной академии. С нетерпением жду начала концерта, волнуюсь. Мне интересна реакция публики. Окидываю взглядом присутствующих. Аншлаг - стоят даже в проходах. Много молодежи! Студенты, пожалуй, самый взыскательный слушатель. Ежедневно только в одной Гнесинке проходит масса концертов, мастер - классов и творческих встреч, конфе-ренций, приезжают и делятся опытом высокопрофессиональные специа-листы из различных стран мира – исполнители мирового класса. И вот сегодня здесь выступают музыканты из Донбасса, сводки о событиях в котором не сходят сегодня первых полос СМИ!

«…Сутки в пути - в автобусе, год практически непрекращающихся боевых действий, сложная ситуация … но они … приехали и будут здесь сейчас выступать перед нами!» - об этом говорит в своем вступительном слове ректор Гнесинки - Галина Васильевна Маяровская. Эта милая симпатичная очень стильная женщина рассказывает о творческих и профессиональных контактах между двумя академиями. Концерту дан старт. На сцене появляется артистичный и элегантный ведущий - Александр Александрович Парецкий, также выпускник Донецкой музыкальной академии по классу профессора Алины Николаевны Коробко-Захаровой. Именно ему – министру культуры Донецкой народной республики - выпала честь представлять сегодня публике делегацию донецких артистов.

Один за другим сменяются на сцене исполнители. С неугасаемым интересом наблюдаю парад настоящих талантов: Анжелику Темнохуд (преп. И.М.Вознюк) с её выразительной арией Ленского П.Чайковского в скрипичной транскрипции, гитаристку Валентину Бреусову (рук. П.В.Иванников) с зажигательным исполнением «Юмористических вариаций» А.Ольшанского, Ирину Нифонтову (рук. В.А.Иванникова ) блестяще играющую на виолончели страстную « Астурию » И. Альбениса, флейтистку Юлию Данильченко (рук. доц. Л.К.Шершнева) с изысканным «Аlla tango» В.Сапарова и, конечно, великолепную вокалистку Екатерину Горлакову (рук. доц. Н.И.Зуева) запоминающе ярко исполняющую и народную песню, и классическую арию.

Каждая из солисток звучит в потрясающем ансамбле с пианисткой – чутким и тонким концертмейстером Викторией Гончаровой, также выпускницей Донецкой музыкальной академии, лауреатом международных конкурсов, членом гильдии Российских концертмейстеров.

И совершенным сюрпризом в этом концерте выглядит выступление композитора и пианистки Ольги Горюновой. Оригинальность сочиненной ею фортепианной пьесы «Аксиомы» сразу же улавливается залом и автора не отпускают со сцены продолжительными и бурными аплодисментами. Ясно одно - публике эта яркая композиция понравилась. Надо заметить, Ольга занимается в классе профессора Донецкой музыкальной академии А.Н.Рудянского, который в своё время закончил Гнесинку по классу композиции у знаменитого А.Хачатуряна.

С каждым последующим номером концертной программы чувствую нарастающую эмпатию зала, предельное внимание во время исполнения и буквально шквал аплодисментов, заслуженно - каждому исполнителю. «Браво и бис», прозвучавшие из уст публики на этом концерте не один раз!

И вот … Заключительный аккорд, благодарственное слово ректора Донецкой музыкальной академии Валентина Алексеевича Колонея, поздравления коллег-профессионалов, фото на память на сцене Гнесинки, пожелания счастливого пути дончанам! Ведь завтра им - домой, туда, где вот уже целый год вопреки всему их «музы» не молчали, когда «говорили пушки»…

А сегодня - Пасха, а сегодня - этот замечательный концерт и всего через каких - то десять дней – 23 апреля мировая музыкальная общественность будет отмечать очередной Прокофьевский юбилей! И я уношу с собой все эти впечатления, чтобы выразить их может быть всего несколькими стихотворными строками :

Апрель. Тринадцать (13). Год две тысячи пятнадцать (2015).

Зал знаменитой Гнесинки в Москве на Поварской.

Концерт Донецкой Академии Прокофьева Сергея состоялся!

Под «браво - бис» прошёл он в этот день Пасхальный,

Красиво прозвучал так на виду у всей Москвы большой!

Светлана Алимова, выпускница ДГМА имени. С. Прокофьева по кл.спец. ф-но , 1992 г.

13.04.2015, г. Москва

ЗА РОЯЛЕМ С ВАЛЕНТИНОЙ ЛИСИЦЕЙ

23  июня  2015 г. в  концертном  зале  Донецкой  государственной  академии  музыки   имени   С.С. Прокофьева  состоялся  мастер – класс  знаменитой  пианистки   Валентины  Лисицы. Её  пребывание  на  родине  великого  ком-позитора  Сергея  Прокофьева  ознаменовалось  творческими  встречами  и  грандиозным  концертом - реквиемом.  

 

        Валентина  Лисица  стремительно  поднялась  на  сцену  концертного  зала  академии  и сказала: « Мне кажется, что совсем  недавно я сама была учащейся  киевской «десятилетки» имени  Н.В. Лысенко. У  меня  такое  ощущение,  что  это  было  как  будто  бы  вчера …»  

        А  в  нашем городе  роз  и терриконов   вчера - 22 июня - был  День  памяти  и скорби.  И  был концерт – реквием!  И « Бухенвальдский  набат »,  и  Минута молчания, и  -  Музыка! Музыка  Шостаковича, Рахманинова,  Прокофьева, Чайковского. Незабываемое  потрясающее зрелище – тёплый  июньский  вечер, освещенная  софитами  и  прожекторами  летняя  эстрада  у монумента  «Твоим  освободителям,  Донбасс», что  в  парке  имени  Ленинского  комсомола;  море  зрителей  и  слушателей, среди  которых и дети, и  ветераны  войны; музыканты  симфонического  оркестра  Донецкой  филармонии  имени  Прокофьева,  хор  Донбасс  –  Опера.  И… Она - пианистка  с  мировым  именем  - за  роялем  в  алом  развевающемся  платье  словно  в  ярком  пламени, вырывающемся  из - под  её  сильных магических  рук,  из – под  её крепких пальцев, из  глубины её необъятной  души. 

         А сегодня - 23  июня ( назвать  бы  его вполне заслуженно Днём  вдохно-вения  и  творчества), сегодня   Мастер - класс  Маэстро,  Пианистки  и  Педа-гога  - Валентины Лисицы.

         Донецк, Артема, 44.  Музыкальная  Академия.  Поднимаемся  по  главной   лестнице  на  второй  этаж, проходим   мимо  бюста  нашего  знаменитого  со-отечественника  и  памятной  доски  и  попадаем в  залитый  ярким солнечным светом концертный  зал с  портретом  Сергея  Прокофьева. Студенты, препо-даватели  Академии, музыкального  училища, «десятилетки»  и  других музы-кальных школ города, еще  ошеломленные прошедшим накануне  легендарным  концертом – реквиемом, собрались  здесь. Собрались, чтобы  продлить   удиви-тельное ощущение  единения  сердец   и  торжества  духа, которое  дарят  нам  настоящая  Музыка  и  её настоящие  Творцы и заглянуть  в  творческую  лабо-раторию, где Труд, Ремесло и Талант рождают  Великую  Магию  Искусства.

      Непросто, наверное, решиться  играть  перед  музыкантом  такого масштаба. Но смело выходят на сцену  воспитанники  Донецкой  государственной  музы-кальной  академии  имени С.С. Прокофьева: Селютина  Юлия ( класс  старшего  преподавателя  кафедры специального  фортепиано  И.А.Дурневой),  Илющен-ко Михаил  и  Поморева  Елизавета ( класс профессора, заведующего  кафедрой   специального фортепиано В. Г.Семыкина). В программе Рахманинов  и  Шопен. Играют  ярко,  профессионально, интересно! Что еще можно  здесь  добавить  к  этим  прекрасным  звучащим  мигам, уносящимся  в  небытие?

        Валентина  Евгеньевна  сосредоточенно  слушает их  исполнение  и, конеч-но же, делает  свои  рекомендации  и  пожелания. Впечатляет  и  её манера  об-щения со студентами, и  её  трепетное отношение  к  каждому  выступающему. Её  Мастер - класс становится  подлинным  педагогическим театром, где  глубо-кая  мысль  и эффектная зрелищность сливаются  воедино. Высказываемые  ею комментарии – эпитеты  подкрепляются  таким  же  ярким  и убедительным показом  на  инструменте. Увлекшись, она «выводит» одну за  другой  формулы  фортепианной  игры: «рука  пианиста и производимый  ею звук: скорость и  вес – чистая физика», «разделение звуковых пластов: далеко- близко, вверху-внизу -  сродни  географии», ну и в  целом «надо  просто подружиться  с человечками на пружинках», сидящими внутри рояля и помогающими  издать  нужный звук.

        Приближают ли  подобные  эпитеты  к желаемому  звуковому  результату ? Ответ  очевиден.  Он  возникает  сразу  же  и все мы - присутствующие - стано-вимся свидетелями  нового качества  исполнения  молодыми  музыкантами художественного   произведения.  И отрываются  новые  грани  всего  того, что, казалось, изучено глубоко и досконально. Неординарность, эмпатия, бесконеч-ный ассоциативный  ряд  и  предельное  внимание всему: исполнительской технике, эстетике  и  нотному тексту; исторические  справки и цитаты, личный  показ  и разнообразные  варианты  решения  трудных  мест, интеллект  и  энциклопедичность  знаний, мудрость  и  тонкое  чувство  юмора – всё  это продемонстрировала  нам  на  самом  высоком  уровне  Валентина  Лисица.

          Завершают  эту  удивительную встречу  в  Прокофьевской  Академии шедевры  Листа  в блестящем  исполнении  самой  Валентины Евгеньевны.  Низкий  поклон  этому искреннему глубокому  человеку и  замечательному музыканту, этой прекрасной  сильной  женщине.   Ей  - весь  наш  восторг, аплодисменты  стоя, благодарности, цветы и, конечно ... стихи :                                                                                                                               

                              Спасибо  Вам  за  музыку  всегда   живую,                                                                                                     

                              За  Ваше  сердце,  всем  раскрытое  ветрам,                                                                                                                                                                                                                            

                              За  Истину великую, прекрасную, простую,

                              Дай  Бог  здоровья, вдохновенья  и  удачи, Валентина, Вам!

                                                  

          

                                         Светлана  Алимова,                                                                                                                                   

                                              выпускница ДГМА имени С. Прокофьева по  кл. спец. ф-но 1992 г

new spirit of jazz

21.05.2015. В концертном зале Донецкой государственной филармонии им. С.С.Прокофьева состоялся концерт с участием  студентов и преподавателей нашей академии. В программе были представлены кавер-версии из репертуара "Tower of  Power", Пегги Ли , "Earth, Wind & Fire" и др. в исполнении оркестра под управлением Михаила Мартыненко "Big Drive Jazz Band" . В концерте также прозвучали известные композиции в исполнении "Кавер-бенда". Программу представил заслуженный артист Украины Анатолий Лозовский.

 

Page 22 of 26