Кафедра фортепиано

 Кафедра фортепиано организована одновременно с основанием Донецкого государственного музыкально-педагогического института. С момента существования, работа кафедры базируется на принципах высокой требовательности и методической целесообразности.  Первая заведующая кафедрой –  Ж. П. Дубинская.

В период становления вуза происходило формирование педагогического состава кафедры, преподавателями которой стали выпускники Харьковской государственной консерватории Е. Н. Пономаренко,  Н. Л. Гребенюк, Р. Л. Донина, А. П. Гайдукова и выпускница Казанской государственной консерватории Г. П. Лазарева.


На сегодняшний день кафедру фортепиано возглавляет старший преподаватель Л. В. Кнышева. Коллектив кафедры: кандидат искусствоведения, доцент В. А. Колоней, доцент Р. Л. Донина, старшие преподаватели – Л. А. Стецкая, А. И. Балджи, преподаватель О. В. Аверина. Преподаватели кафедры ведут активную исполнительскую, просветительскую, научно-исследовательскую работу, оказывают методическую помощь музыкальным учебным заведениям региона, принимают участие в научно-методических конференциях и семинарах.

Основными задачами учебного процесса кафедры фортепиано является закрепление и развитие сольного и ансамблевого исполнительского мастерства студентов на фортепиано, расширение и углубление их общей музыкальной эрудиции, овладение навыками чтения с листа, транспонирования аккомпанемента, то есть теми навыками, которые значительно дополняют профессиональные качества будущих специалистов. В связи с этим кафедра регулярно проводит студенческие отчётные концерты, тематические концерты-лекции в стенах Академии, в Донецкой республиканской универсальной научной библиотеке имени Н. К. Крупской, Донецком республиканском художественном музее.

В 2018 году кафедра фортепиано инициировала проведение ежегодного Открытого Республиканского конкурса фортепианной подготовки «Грани таланта» для студентов средних специальных и высших учебных заведений культуры и искусства, цель которого – популяризация богатейшего фортепианного наследия.

Накопленный в течение многих лет педагогический, творческий и научный потенциал даёт возможность преподавателям кафедры и сегодня находить новые формы работы, внедрять их в учебный процесс, постоянно совершенствовать методику преподавания, расширять и обновлять педагогический репертуар.

 

Кафедра хорового дирижирования

Кафедра хорового дирижирования существует со времени открытия в Донецке высшего учебного заведения искусств. Огромный вклад в развитие кафедры на начальном этапе внесли заслуженный деятель искусств Украины В. О. Вакулович, заслуженный деятель искусств Украины, профессор В. Л. Бахарев, профессор П. Д. Горохов.

На сегодняшний день цикл специальных дисциплин для дирижёров-хормейстеров, обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также ассистентуры-стажировки в Академии преподают: профессор Добровольский Павел Григорьевич; кандидат искусствоведения, доцент Лыкова Людмила Семёновна; ст. преподаватель, заслуженная артистка Украины Полищук Зинаида Яковлевна; заслуженный деятель искусств Украины, старший преподаватель Пащук Татьяна Анатольевна; старший преподаватель Воловчук Юлия Викторовна; заслуженная артистка Украины, старший преподаватель Уцкевич Елена Ивановна. Заведует кафедрой лауреат международных конкурсов, доцент Мурзаева Алиме Назимовна. 

 Ведущие концертмейстеры кафедры – лучшие выпускники Академии: Андрейченко  Виктория Владимировна, Заря Любовь Михайловна, Иванченко Алла Владимировна, Кривонос Светлана Ивановна, Таран Татьяна Владимировна, Павлова Анна Александровна.

За последние годы наиболее значимыми достижениями студентов и преподавателей кафедры хорового дирижирования являются победы во Всероссийском (с международным участием) конкурсе молодых дирижёров академических хоров (г. Белгород, РФ), в V Открытом конкурсе дирижёрско-хорового мастерства (Луганск, ЛНР), в I Всероссийском открытом конкурсе молодых композиторов и хоровых дирижёров имени С. Ходоша.


Камерный хор, в составе которого студенты специализации «Хоровое дирижирование» и выпускники Академии, с 2000 года возглавляет доцент Алиме Мурзаева, концертмейстер – Любовь Заря. За дирижёрским пультом коллектива в разные годы стояли выдающиеся специалисты в области хорового исполнительского искусства – профессор Пётр Горохов и профессор  Виктор Бахарев.

Хор Академии является не только концертным коллективом, но и творческой лабораторией для молодых хормейстеров. В репертуаре коллектива произведения композиторов многих национальных школ, различных хоровых стилей и направлений. Своими концертными выступлениями камерный хор активно пропагандирует современную музыку композиторов Донбасса: В. Стеценко, А. Рудянского, Р. Качалова, Д. Милки, А. Некрасова, Е. Чистой, А. Шуха.

Хоровой коллектив ДГМА участвует в дипломных театральных спектаклях, которые осуществляются студентами ­выпускниками Академии (В. Моцарт «Волшебная флейта» (2011 г.), Ш. Гуно «Фауст» (2013 г.), А. Рудянский «Шлях Тараса » (2014 г.), ведёт активную концертную деятельность, выступая на престижных сценах Донецка, Киева, Днепропетровска, Запорожья, Луганска, Артёмовска, Ростова-на-Дону, Белгорода, Москвы, Минска.

Знаковым для кафедры за последние годы является участие Камерного хора, лауреата премии имени С. С. Прокофьева, лауреата международных конкурсов, в масштабных международных  хоровых проектах, среди которых:

  • «Donbas modern music Art-2013» ? Донецк (2013);
  • II Международный хоровой конгресс в московской консерватории ? Москва, РФ (2015);
  • V Международный фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры» ? Ростов-на-Дону, РФ (2015);
  • Всероссийский хоровой фестиваль, посвящённый 250-летию со дня рождения С. А. Дегтярёва ? Белгород, РФ (2016);
  • XVII Международный фестиваль духовной музыки «Державный Глас» – Минск, Республика Беларусь (2017).

Успешно функционирует хор студентов заочного факультета, руководителями которого были доцент А. С. Шадурский, доцент Н. В. Окушко, в настоящее время – профессор П. Г. Добровольский.

Ещё одной концертной единицей кафедры хорового дирижирования является женский вокальный ансамбль «Мечта», существующий с 1985 года, художественный руководитель ? профессор П. Г. Добровольский. Вокальный ансамбль ? лауреат Международного фестиваля и Всеукраинских хоровых конкурсов:

  • Гран-при XIII Международного фестиваля поэзии М. Конопницкой (2004 г., Пшедбуж, Польша);
  • Диплом лауреата I степени Первого Всеукраинского конкурса хоровых коллективов имени Б. Лятошинского (2007 г., Киев, Украина);
  • Диплом лауреата II степени VI Всеукраинского хорового конкурса имени Н. Леонтовича (2010 г., Киев, Украина)

В целом, деятельность кафедры хорового дирижирования направлена на популяризацию искусства академического хорового пения и способствует формированию положительного имиджа ДГМА имени С. С. Прокофьева в Донбассе и за его пределами.

 

Кафедра струнно-смычковых инструментов

В 1965 году на базе Донецкого филиала Харьковского государственного института искусств была создана кафедра оркестровых инструментов, которая вела учебную работу по специальностям струнные и духовые инструменты. С самого начала её существования, на кафедре работали прекрасные педагоги, которые, в своё время, учились у лучших профессоров Киевской и Московской консерваторий. Возглавлял кафедру доцент Носырев Евгений Романович, педагог-гобоист и ученый.

В 1968 году в связи с реорганизацией Донецкого филиала Харьковского института искусств в Донецкий государственный музыкально-педагогический институт кафедра оркестровых инструментов была разделена на две кафедры – струнных и духовых инструментов. С этого момента кафедра является центром профессиональной подготовки специалистов специализации «Оркестровые струнные инструменты» (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа). Возглавлял кафедру струнно-смычковых инструментов профессор Г. С. Хохлов. Квартетным классом многие годы руководил заслуженный артист Украины, профессор В. Б. Шейнин.

Продолжая славные традиции основателя донецкой скрипичной школы Г. М. Эдельштейна, преподавательский состав кафедры своим творческим горением и личным примером воспитывает молодое поколение преданных своему делу, инструменту и музыке талантов.

Скрипичными классами Академии сегодня руководят опытные музыканты, которые своим авторитетом, многолетней творческой деятельностью, бескорыстным служением идеалам скрипичного искусства снискали уважение не только у своих воспитанников и коллег, но и у многих жителей нашего края. Это доцент А. Н. Каравацкий, посвятивший кафедре почти полвека самоотверженного труда, воспитавший замечательную плеяду выпускников, которые достойно представляют донецкую скрипичную школу во многих уголках земного шара. Это заслуженный артист Украины, солист, концертмейстер симфонического оркестра Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко И. В. Милютин. Класс альта и струнного квартета работает под руководством Ю. Ф. Шевченко. Е. А. Шагун представляет класс виолончели, класс контрабаса ведёт заслуженный работник
культуры Украины, академик МАНЭБ, доцент В. М. Стариков. Класс арфы ведёт солистка оркестра Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени
А. Б. Соловьяненко И. А. Иванова. Возглавляет кафедру старший преподаватель И. М. Вознюк. С 1997 года она ведёт класс скрипки, курсы методики и истории скрипичного исполнительского искусства.

О результативности подготовки специалистов свидетельствует дальнейшая успешная работа выпускников, которые составляют фундамент всех профессиональных коллективов нашего города. Это симфонический оркестр Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко, симфонический оркестр Донецкой государственной академической филармонии, камерный оркестр «Виола», оркестр Донецкого государственного музыкально-драматического театра имени М. М. Бровуна, оркестр заслуженного государственного академического ансамбля песни и танца «Донбасс». Высокий уровень мастерства этих музыкантов признан не только на родине, но и за её пределами – в Италии, Испании, Германии, Нидерландах, Греции, Швеции, Мексике, США, Дании, Австралии, России.

Вместе с тем работа кафедры позволяет решить проблему кадровой педагогической обеспеченности музыкальных училищ, детских музыкальных школ, школ искусств и других образовательных заведений нашего края.?

Активное участие в проведении мастер-классов, постоянная консультативная связь с педагогами-струнниками, плодотворное сотрудничество с республиканским методкабинетом делают кафедру своеобразным научно-практическим центром струнно-смычковой школы Донбасса.

Кафедра истории, теории музыки и композиции

За время своего существования кафедра истории, теории музыки и композиции прошла важные этапы развития:

  • 1968 год – начало функционирования кафедры, включающей в себя две секции – теории и истории музыки;
  • 1969 год – каждая из секций приобретает статус самостоятельной кафедры: кафедра теории музыки, кафедра истории музыки;
  • 1980 год – на кафедре теории музыки открывается секция композиции;
  • 1991 год – решением ректората «Кафедра теории музыки» переименована в «Кафедру теории музыки и композиции»;
  • 2000 год – на базе секции композиции создается «Кафедра композиции и современных музыкальных технологий»;
  • 2014 год – происходит объединение двух кафедр в одну «Кафедру теории музыки и композиции» с двумя секциями: секция теории музыки, секция композиции;
  • 2018 год – объединение кафедры теории музыки и композиции и кафедры истории музыки и фольклора в единую кафедру истории, теории музыки и композиции.

На кафедре истории, теории музыки и композиции работают как опытные профессионалы, так и молодые кадры, недавние её выпускники: заслуженный деятель искусств Украины, профессор, лауреат республиканских и областного песенных конкурсов, дипломант Всесоюзного смотра спектаклей А. Н. Рудянский; заслуженный деятель искусств, лауреат премии имени С. Прокофьева и национальной премии имени Н.  Лысенко В. И. Стеценко; кандидат искусствоведения, профессор С. А. Стасюк; кандидат искусствоведения, доцент Т. В. Тукова; кандидат искусствоведения, доцент И. В. Гамова; доцент И. И. Балашова; старшие
преподаватели О. В. Рыбина, А. П. Синицкая, Л. Н. Грицаенко, С. Е. Тихонова, Л. Н. Бутова, преподаватели Д. Д. Сагайда, В. А. Туков, Е. С. Бабенко, Н. Н. Мартыненко, А. Н. Леонтьев, М. С. Романец, А. Д. Гренадерова.

Заведует кафедрой и. о. ректора, старший преподаватель Р. Н. Качалов. 

Все выпускники заняли достойное место в мировом искусстве, имеют почётные звания, награды, работают в учебных заведениях края и за рубежом.

Секция истории музыки и фольклора

Кафедра истории музыки и фольклора, ныне – секция кафедры истории, теории музыки и композиции, создана в 1969 году по инициативе заслуженного деятеля искусств Украины, профессора А. Н. Котляревского.

На всех этапах развития главной целью её деятельности была высококачественная подготовка специалистов специализации «Музыковедение», которая предусматривает глубокую эрудицию, всестороннее знание истории мировой и отечественной культуры, музыкального фольклора, основательное владение навыками педагогической, научной, музыкально-просветительской и культурно-общественной деятельности. В задачи секции также входит предоставление глубоких знаний по истории музыки и фольклора как важной части комплексной подготовки музыканта-специалиста любой специальности.

Члены секции принимают активное участие в научно-исследовательской и методической работе академии: выпуске сборника научных статей «Музыкальное искусство», организации и проведении международных научно-практических конференций. Педагоги секции работают над докторскими (С. А. Стасюк) и кандидатскими (Е. С. Бабенко, М. С. Романец, О. В. Рыбина) диссертациями, выступают с докладами на престижных научных конференциях (Москва, Минск, Ростов-на-Дону, Томск, Донецк), оказывают методическую помощь музыкальным учебным заведениям региона (лекции на ФПК, мастер-классы, консультации), ведут просветительскую работу, руководят подготовкой студентов для участия в конкурсах, конференциях, лекциях, концертах. В 2017 году М. С. Романец удостоена звания Дипломанта XXVII Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства (Москва).

Секция композиции

В прошлом кафедра, а ныне секция композиции и современных музыкальных технологий существует с целью воспитать будущее поколение талантливых композиторов. В рамках обучения студенты приобретают целостный комплекс знаний и практических навыков по всем необходимым в нелёгком композиторском деле музыкальным дисциплинам, а также практику исполнительской деятельности и работы с компьютерно-информационной составляющей профессии.

За время работы на кафедре творили и преподавали именитые композиторы, члены Национального Союза композиторов Украины и Национального Всеукраинского музыкального Союза: С. А. Мамонов, А. И. Некрасов, А. В. Скрыпник и другие. Традиции этих мастеров чтутся и наследуются по сей день.

Среди проектов последних лет – Концерт симфонической музыки донецких композиторов, в котором прозвучали произведения А. Н. Рудянского, В. И. Стеценко, Д. Е. Милки и Р. Н. Качалова (в рамках проекта «Музыка мира против войны», г. Ростов-на-Дону); Концерт камерно-инструментальной музыки молодых композиторов Донбасса, посвящённый 70-летию Великой Победы (2015); проводящийся при поддержке Министерства культуры Донецкой Народной Республики ежегодный Международный фестиваль современной музыки; I Международный молодёжный фестиваль современной и традиционной музыки «Русская весна в Петербурге» и другие.

Большинство студентов ярко проявили себя во время обучения, завоевав звания лауреатов и дипломантов таких престижных конкурсов, как Международный конкурс им. С. С. Прокофьева «На родине композитора. Украина-2000», Всеукраинский конкурс-смотр творчества студентов-композиторов к 100-летию С. С. Прокофьева; Всеукраинские фестивали-конкурсы «Молодая Украина – Прокофьеву», Международный конкурс студентов-композиторов «Gradus ad Parnassum» в рамках Международного Форума музыки молодых, и др.

Секция теории музыки

Педагоги секции теории музыки предоставляют студентам целостный комплекс знаний по таким основополагающим для любого музыканта-профессионала предметам, как сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений и др. За годы существования была создана прочная методическая база для будущих музыковедов-педагогов по всем предметам теоретического цикла.

Преподавательский состав секции участвует в организации конференций (Международная научно-практическая конференция «Творчество С. С. Прокофьева в проекции XXI века», приуроченная к 125-летию со дня рождения композитора; Международная научно-практическая конференция «Дмитрий Шостакович и мировая художественная культура», Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 20-летию Донецкого Баховского общества – «И. С. Бах и мировое музыкальное искусство»), издаёт сборники.

 

Кафедра специального фортепиано

Кафедра специального фортепиано организована в 1965 году на базе Донецкого филиала Харьковского института искусств. В первые годы здесь обучалось более половины общего состава студентов. У истоков кафедры стояли выпускники Московской, Ленинградской, Киевской и Новосибирской консерваторий, ученики выдающихся музыкантов – Н. Я. Перельмана, В. В. Топилина, А. Б. Гольденвейзера и Д. Д. Шостаковича, которые работали под руководством доцента В. А. Самохвалова.

Среди выпускников – научные работники, руководители вузов, заслуженные деятели искусств, яркие талантливые педагоги и исполнители, получившие высокие звания и мировое признание.

На сегодняшний день профессорско-преподавательский состав кафедры специального фортепиано состоит из представителей сильнейших фортепианных школ и выпускников Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева, которые в трудных социально-политических условиях не прекратили самоотверженную работу в разных направлениях (публикации статей, написание диссертаций, проведение мастер-классов, подготовка студентов к различным конкурсам и концертам): зав. кафедрой, кандидат искусствоведения, профессор В. Г. Семыкин (выпускник Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова), профессор Н. Ю. Чеснокова (выпускница Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки), доцент Георгиянц А. С. (выпускница Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных), старшие преподаватели  И. А. Дурнева, Ю. К. Дробот, И. Ю. Ткачёва (выпускники Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева)

Среди огромного количества достижений последних стоит отметить возрождение Международного конкурса молодых пианистов «На родине Прокофьева», учреждённого по личной инициативе лауреата Всеукраинских конкурсов, профессора В. В. Бойкова в 1999 году; успешную защиту в 2017 году кандидатской диссертации на тему : «Одночастная фортепианная соната ХІХ – первой трети ХХ столетия: композиционно – драматургические аспекты» заведующим кафедрой профессором В. Г. Семыкиным в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Эти успехи являются результатом упорной работы, отражением творческой атмосферы и достойной оценкой высокого профессионального уровня кафедры специального фортепиано, творческий потенциал которой не исчерпан и обещает много новых достижений.

Страница 1 из 3