Кафедра фортепиано

           Кафедра фортепиано существует со дня основания высшего учебного заведения. Учитывая важность предмета фортепиано в цикле профессионально-ориентированных дисциплин, с первых шагов работа кафедры основана на принципах высокой требовательности и методической целесообразности.
           В период становления молодого ВУЗа происходило и формирование педагогического состава кафедры, преподавателями которой стали выпускники Харьковской консерватории Е. Н. Пономаренко,                       Н. Л. Гребенюк, Р. Л. Донина, А. П. Гайдукова и выпускница Казанской консерватории Г. П. Лазарева. С 1968 года кафедру возглавила                     Ж. П. Дубинская (Харьковская консерватория). Под ее руководством активизировалась учебно-методическая работа, были разработаны программы из произведений украинских композиторов для всех специализаций. В 60-70-е годы кафедру пополнили новые преподаватели   Е. О. Суворов, И. В. Сажина, И. С. Пирогова, Е. П. Саша, А. И. Кошевой.

         Интересными, наполненными значительными достижениями в учебно-методической, музыкально-просветительской, исполнительской работе стали 70-80-е годы, когда на кафедру пришли выпускники Донецкой государственной музыкальной академии С. Д. Петраченкова,                   Г. П. Глазунова, Л. Я. Лихтарникова, Л. Н. Землянко и выпускница Астраханской государственной консерватории Л. В. Волкова. Кафедру возглавила  Е. Н. Пономаренко, которая с энергией и творческой инициативой открыла новую страницу в ее истории, занимая эту должность с 1978 по 1988 год. Уже в 1979 году на кафедру приходит В. М. Шибаев         (Уральская консерватория), занимавший в этот период должность декана заочного отделения, а с 1986 по 1991 год – заведующий кафедрой.

         В последующие годы состав кафедры пополнился талантливыми преподавателями, среди которых: кандидат искусствоведения, профессор     В. А. Колоней, доцент, декан исполнительского факультета Е. А. Жаркая, кандидат искусствоведения, профессор   Е. Ю. Цанк, кандидат искусствоведения, профессор Н. В. Симонова, возглавлявшая кафедру с 1991 по 2014 год, проректор ДГМА по учебной работе с 1994 по 1996 год.

         Одной из основных задач учебного процесса кафедра всегда считала закрепление и развитие сольного и ансамблевого исполнительского мастерства студентов, расширение их общей музыкальной эрудиции, овладение навыками чтения с листа, транспонирования аккомпанемента, то есть теми навыками, которые значительно дополняют профессиональные качества будущих специалистов.

         Учебно-методическая работа преподавателей кафедры на всех этапах направлялась на создание необходимой методической базы для решения проблем, связанных с профилизацией курса общего фортепиано. С этой целью преподавание предмета, начиная с 1991 года, осуществляется по собственным оригинальным программам, адаптированным к художественным задачам обучения студентов различных специальностей. Выделяется курс специализированного фортепиано для композиторско-музыковедческого и дирижерского факультетов, в рамках которого студенты не только совершенствуют исполнительские качества, но и расширяют общемузыкальный кругозор. Много внимания уделяется расширению и обновлению репертуара. Студенты кафедры постоянно поощряются к участию в тематических концертах, проходящих в концертном зале Академии, музыкальной гостиной Донецкой областной библиотеки             им. Н. К. Крупской, Областном художественном музее и др.

         Преподаватели кафедры ведут большую исполнительскую, просветительскую, научно-исследовательскую деятельность, оказывают методическую помощь музыкальным учебным заведениям региона, принимают участие в работе научных, научно-методических конференций и семинаров.
         Следствием поиска разнообразных форм учебной работы стали уже традиционные концерты-знакомства со студентами I курса таких специализаций, как «Музыковедение», «Композиция», «Хоровое дирижирование». С учетом особого значения курса специализированного фортепиано для будущих дирижеров, преподавателей теоретических и исторических дисциплин на кафедре постоянно проводятся конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения, чтение с листа, концерты из собственных произведений студентов-композиторов. Значительный интерес как у студентов, так и у преподавателей профилирующих кафедр вызывают концерты-отчеты, тематические концерты классов, которые проходят в малом зале Академии.
         Интересная и исполнительская деятельность преподавателей кафедры. В ансамблях с инструменталистами и певцами выступали Л. В. Волкова,     Г. П. Глазунова, Л. Н. Землянко, Н. В. Симонова. В течение многих лет выступали в фортепианном дуэте Р. Л. Донина и Л. Я. Лихтарникова.

         В настоящее время в связи с ориентацией нашего ВУЗа на российскую образовательную систему решением Ученого совета от 26.11.2014 г. и приказом №8 от 31 ноября 2014 г. кафедра «Общее и специализированное фортепиано» получила наименование «Фортепиано».  

         Сейчас на кафедре работает высокопрофессиональный коллектив коллег-единомышленников с большим опытом преподавательской, творческой и научной работы. Это кандидат искусствоведения, профессор, ректор ДГМА В. А. Колоней, кандидат искусствоведения, профессор, проректор ДГМА по научной работе Л. В. Волкова, доцент Е. Н. Пономаренко, старшие преподаватели Р. Л. Донина, Л. Н. Землянко. В этом году   коллектив пополнился молодым преподавателем О. В. Авериной, окончившей магистатуру ДГМА, и уже успешно работающей над написанием кандидатской диссертации.

         Мощный педагогический, творческий и научный потенциал кафедры дает возможность опираясь на традиции, сложившиеся в течение многих лет, находить новые формы работы и внедрять их в учебный процесс, постоянно совершенствовать методику преподавания, расширять и обновлять педагогический репертуар.

Кафедра теории музыки и композиции

В октябре 2014 года произошло объединение кафедры теории музыки и кафедры композиции и современных музыкальных технологий. Вновь образованная кафедра теории музыки и композиции включает в себя две     секции — теории музыки и композиции. Возглавляет кафедру профессор Рудянский А.Н.

Кафедра теории музыки начала функционировать одновременно с открытием ВУЗа (1965). В её состав входили две секции – теории и истории музыки, каждая из которых в 1969 году приобрела статус самостоятельной кафедры. Первым заведующим кафедры была Ф. С. Скорина, выпускница аспирантуры Киевской государственной консерватории.

Штат кафедры был укомплектован молодыми педагогами (М. Г. Городенский, Г. Б. Ласкова, В. Ф. Панкратьев, И. С. Таркова). Отдельные курсы проводились известными специалистами из Киевськой и Львовской консерваторий: К. В. Майбуровой, Л. Кавериной, Т. С. Некрасовой, В. Л. Гошовским. Состав кафедры пополнялся и за счёт собственных выпускников: Л. Д. Рязанцевой (1971), Л. В. Решетняк (1973). На начальном этапе на кафедре также работали Ю. С. Сазанский, Г. Л. Воронцов, В. М. Коваленко, С. А. Рубинский, М. С. Бородина, Ю. В. Урженко, В. Н. Шаронов.

Немаловажную роль в этот период сыграло создание студенческого научного общества, организация разнопрофильных кружков, возглавляемых педагогами кафедры. Их деятельность была направлена на овладение студентами методологией современного теоретического музыкознания, которая опирается на теорию информации и структурно-системные методы. В эти годы закладывается традиция организации республиканских научных студенческих конференций, которые собирали начинающих учёных из многих музыкальных ВУЗов бывшего СССР и имели широкий научный резонанс.

В период с 1971 по 1976 годы на должности заведующего кафедры работает Ю. В. Урженко, с 1976 года – С. А. Рубинский. В конце 70-х годов в Донецк приглашается аспирантка Киевськой консерватории В. В. Варнавская, из института в Ровно переводится В. М. Олендарёв, из Саратова – канд. иск., доцент Е. М. Соколова. Членами кафедры становятся выпускники ДГМА разных лет И. И. Балашова, И. В. Гамова, С. А. Муравьёва. Руководство ВУЗа дало возможность молодым педагогам продолжить образование в аспирантуре Московской, Ленинградской, Киевськой консерваторий, обрести преподавательский опыт на ФПК Московской консерватории.

С конца 70-х годов на кафедре начинают работать композиторы С. А. Мамонов, А. Н. Рудянский, А. И. Некрасов, которые ведут теоретические курсы и композицию для студентов открытой новой специализации «Композиция».

Следующий этап роста кафедры начался с 1986 года, когда её возглавил кандидат искусствоведения, профессор В. Г. Иванченко. Состав кафедры пополнился молодыми, активными преподавателями – выпускниками Донецкой консерватории Т. В. Филатовой (музыковед) и А. В. Скрыпником (композитор). Были созданы благоприятные условия для научного роста преподавателей кафедры, благодаря чему большинство из них успешно защитили кандидатские диссертации на протяжении 1986–1993 годов.

Происходит структурная перестройка кафедры: в 1991 году решением ректората она была переименована в «Кафедру теории музыки и композиции». Главными звеньями в учебно-методической работе кафедры становятся секции гармонии, сольфеджио, полифонии, анализа музыкальных произведений, композиции и инструментовки (последняя в 2000 году получила статус отдельной кафедры). В 90-е годы широко развернулась работа по созданию и внедрению в учебный процесс методических разработок: учебно-контрольных программ тестовой формы по гармонии, полифонии, анализа, истории культуры Украины.

С 2005 по 2012 годы кафедру теории музыки возглавляла кандидат искусствоведения, профессор Л. Д. Рязанцева. За этот период активизировалось развитие ведущих направлений деятельности кафедры: обогащалась научная база, формировалось программное обеспечение учебного процесса. Выросло количество публикаций по разным направлениям музыкальной науки: исследований современной украинской музыки, проблем жанрового и стилевого анализа, вопросов старинной и современной полифонии, музыкальной интерпретации и исполнительства, массовой музыкальной культуры. В 2002 году в состав кафедры вошла её выпускница, кандидат искусствоведения, доцент О. А. Шумилина – специалист в области старинной музыки.

В 2012 году кафедру теории музыки возглавила кандидат искусствоведения, профессор Т. В. Филатова. Продолжается дальнейшее обновление кадрового состава кафедры из числа её лучших воспитанников, растет профессиональный уровень преподавателей путём подготовки кандидатских (Е. В. Петриченко, Е. П. Мартыненко, Д. Д. Купина) и докторских (О. А. Шумилина, В. М. Олендарёв) диссертаций. В 2013 году О. А. Шумилина успешно защитила докторскую диссертацию «Стилевая динамика украинской духовной музыки XVII–XVIII столетий (на материале рукописных коллекций)». Изучение жанров духовной музыки стало важным направлением научной работы преподавателей кафедры. Издание основательных монографических исследований В. Г. Иванченко, Л. В. Решетняк, О. А. Шумилиной является результатом их плодотворной работы на протяжении многих лет.

Кафедра теории музыки принимает активное участие в проведении Всеукраинского конкурса научных студенческих работ и Межрегиональной олимпиаде по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся музыкальных училищ. Студенты кафедры получили многочисленные лауреатские звания на всеукраинских и международных конкурсах, имеют публикации в специальних научных изданиях. Выпускники кафедры, уже защитившие диссертации, преподают в музыкальных ВУЗах Украини.

Сегодня на кафедре работают: доктор искусствоведения, доцент О. А. Шумилина; кандидат искусствоведения, доцент И. В. Гамова; кандидат искусствоведения, доцент С. А. Муравьёва; доцент И. И. Балашова.

Высокий педагогический и научный потенциал преподавателей кафедры позволяет уверенно решать текущие и стратегические задания учебно-методической и научно-исследовательской работы. Профессиональная заинтересованность, небезразличие к делу обучения и воспитания квалифицированных специалистов – основные критерии в деятельности каждого преподавателя и кафедры в целом.

 

СЕКЦИЯ КОМПОЗИЦИИ

 

Секция композиции обеспечена квалифицированными и опытными педагогами:

А. Н. Рудянский – заведующий кафедры, заслуженний деятель искусств Украины (1993), профессор (1993), награждён медалью “За трудовую доблесть” (1971), Серебрянной медалью Академии искусств Украины (2003), “Почётным Знаком Отличия” Министерства культуры и туризма Украины (2005), лауреат республиканского фестиваля “Премьеры сезона” (1981), лауреат республиканских песенных конкурсов (Казахстан – 1977, Украина – 1985), донецкого областного конкурса на лучшую песню о мире (1988), дипломант городского конкурса, посвящённого 130-летию г. Донецка (1999), дипломант Всесоюзного конкурса музыкальных спектаклей (1981), лауреат областной премии имени С. С. Прокофьева (2011), член Национального Союза композиторов Украины, член Национального Всеукраинского музыкального Союза.

С. А. Мамонов – заслуженный деятель искусств Украины (1986), профессор (1994), лауреат Республиканской комсомольской премии имени М. Островского (1982), лауреат Всеукраинского (1985 – II премия) и областного (1987 – ІI премия) конкурсов на лучшую песню, лауреат радиоконкурса на лучшую песню к 130-летию г. Донецка (1999, Гран При), член Национального Союза композиторов Украины (1975).

В. И. Стеценко – доцент, заслуженный деятель искусств Украины (2006), лауреат областной премии им. С. C. Прокофьева (1996), лауреат Национальной премии имени Н. В. Лысенко (2013), член Национального Союза композиторов Украины, член Национального Всеукраинского музыкального Союза.

Д. Е. Милка — старший преподаватель, лауреат международных конкурсов "Маэстро" (1999), "Я-композитор" (1999), лауреат областной программы "Одарённые дети" (2002), член Национального Союза композиторов Украины.

В 2014 году кафедра пополнилась молодым педагогом Р. Н. Качаловым, выпускником ДГМА имени С. С. Прокофьева (кл.проф. Мамонова С. А.), ассистентуры-стажировки НМА имени П. И. Чайковского (творческий руководитель — народный артист Украины, проф. Колодуб Л. Н. ), членом Национального Союза композиторов Украины. Его произведения звучат на сценах Донецка, Киева, Запорожья и других городов.

На протяжении многих лет на кафедре работали:

А. В. Скрыпник – ректор Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева (2010 - 2014), заслуженный деятель искусств Украины (1999), кандидат искусствоведения (2009), профессор (1999), лауреат Республиканской премии имени М. Островского (1990), Республиканской премии имени Л. Ревуцкого (1991), лауреат международной премии конкурса композиторов имени Марьяна и Иванны Коць в рамках ІІ Международного украинского музыкального фестиваля “Київ’Музик’Фест-91” (Киев, 1991), член Национального Союза композиторов Украины, член Национального Всеукраинского музыкального Союза.

А. И. Некрасов – заслуженный деятель искусств Украины (1995), профессор (1996), лауреат областной премии имени С. С. Прокофьева (1992), лауреат областного песенного конкурса (1985 II – премия) и конкурса украинских композиторов на лучшую песню о Донецке (1987 – I премия), член Национального Союза композиторов Украины, член Национального Всеукраинского музыкального Союза, член Национального Союза журналистов Украины; награждён медалью (1970).

Е. В. Петриченко – член Национального Союза композиторов Украины (2001), дипломант Международного конкурса имени С. С. Прокофьева «Украина – 2000», лауреат премии имени Л. Ревуцкого (2005), член Национального Всеукраинского музыкального Союза (2005), стипендиат программы «Gaude Polonia» министра культуры Республики Польша (2006), лауреат премии Кабинета Министров Украины (2009), лауреат областной премии имени С. С.  Прокофьева (2012).

Члены кафедры на протяжении многих лет активно работают в творческом, педагогическом и научно-методическом направлениях. В творчестве композиторов – оперы, балеты, симфонии, инструментальные концерты, оркестровые произведения, кантаты, камерно-инструментальные произведения, хоры, романсы, песни, музыка к театральным представлениям. Их произведения исполнялись в авторских концертах, съездах и пленумах Союза композиторов Украины, на международных и Всеукраинских музыкальных фестивалях в разных городах Украины, России, Грузии, Армении, Казахстана, Молдовы, в странах Западной Европы и США.

Членами кафедры созданы и упорядочены 23 научно-методические работы. Среди них: 3 учебных пособия, 11 учебных программ для высших и средних музыкальных учебных заведений, 1 учебно-контрольная программа.

Кафедра проводит весомую работу по воспитанию профессиональных композиторских кадров, обучает и подготавливает выпуск бакалавров, специалистов и магистров. С 1980 по 2010 год по специализации “Композиция” Академию окончили более 30 студентов. Ряд выпускников стали членами Национального Союза композиторов Украины. Среди них – А. Скрыпник, М. Чембержи, М. Попов, В. Стеценко, Г. Хазова, О. Березняк, Е. Петриченко, В. Рева, Д. Савенко, А. Карнак, К. Фандеев, О. Гончарук, И. Андрианов, Д. Милка, В. Вовченко (член СК Московской области). Выпускники кафедры заняли достойное место в украинском искусстве, имеют почётные и учёные звания, награды, работают в учебных и художественных заведениях разных регионов Украины и за границей.                

   Ежегодно в связи с днём рождения композитора современности С. С. Прокофьева проходят концерты, в которых исполняются произведения студентов кафедры.

Значительной является музыкально-общественная деятельность преподавателей кафедры. Они избирались и продолжают быть членами руководящих органов Национального союза композиторов Украины и Донецкой композиторской организации, Музыкального фонда Украины, принимали участие в работе жюри Международных, Всеукраинских и областных конкурсов, смотров творчества композиторов и исполнителей, студенческой и ученической молодёжи. Члены кафедры постоянно ведут музыкально-просветительскую работу на радио, телевидении, в прессе. Их разносторонняя деятельность отмечена многими наградами и премиями.

Творчество донецких композиторов изучается музыковедами, освещается в специальных изданиях, периодике. Их произведения включаются в учебно-педагогический репертуар исполнительских кафедр Донецькой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева, других учебных заведений Украины, в учебные программ курсов современной украинской музыки.

 

Кафедра хорового дирижирования

Кафедра хорового дирижирования существует со времени открытия в Донецке высшего учебного музыкального заведения. В педагогический состав на начальном этапе вошли: заслуженный деятель искусств Украины В.  А.  Вакулович, заслуженный деятель искусств Украины А. Ф. Ушкарев, В. Л. Бахарев, П. Г. Добровольский, Л. С. Ликова, В. Г. Попов, Ю. А. Филатов, А. С. Шадурский; позже­ Д. С. Глушко, П. Д. Горохов, Л. М. Красюк. Н. В. Окушко, Л. С. Стрельцова.

Используя положительный педагогический и научно-методический опыт консерваторий Украины, России и других государств, преподаватели кафедры постоянно работали над повышением своего научного потенциала. Так, П. Д. Горохов (1974), В. Л. Бахарев (1975), Л. С. Лыкова и Н. В. Окушко (1990) защитили кандидатские диссертации. Постоянно на научных конференциях с докладами выступали: П.Г. Добровольский, Л. М. Красюк, А. С. Шадурский и другие. Профессор П. Д. Горохов в соавторстве с профессором Д.  С. Загрецкий опубликовал пособие «Хоровая аранжировка» для музыкальных учебных заведений (1972), профессор В. Л. Бахарев ­ брошюру «Факультатив хорового пения как одна из форм эстетического воспитания студентов »(1975), доцент Л. С. Ликова ­ методические рекомендации « Обработка народной песни в качестве учебного материала в классе хорового дирижирования (1991г.), доцент Л. Н. Красюк ­ методические рекомендации «Работа над произведениями Л. Дычко в классе хорового дирижирования »(1991г.), доцент П. Г. Добровольський ­« Методические рекомендации по развитию межпредметных связей в комплексном обучении хормейстера » (1991г.). Публиковались научно-методические работы и в соавторстве, например, «М. М. Тараканов. К вопросу о методике работы с оперным хором »(1994, соавторы: профессор В. Л. Бахарев и доцент А. С. Шадурский),« Психологическая опера в зарубежной и отечественной культуре »(1989, соавторы: профессор В. Л. Бахарев и доцент Н. В. Окушко). Большинство учебных программ по методике преподавания специальных дисциплин подготовленных преподавателями кафедры опубликованы Государственным методическим центром учебных заведений культуры и искусств Украины. Составители: профессор В. Л. Бахарев, доценты П. Г. Добровольський, Л. С. Лыкова, О. С. Шадурский, А. Н. Мурзаева, А. В. Сираш, в периодической печати преподавателями опубликованы многочисленные статьи по проблемам истории, теории и практики хорового искусства.

Значительные достижения членов кафедры стали основанием для присвоения им почетных и ученых званий. С годами преподавательский и концертмейстерский состав значительно изменился и в настоящее время таков: заведующий кафедрой - заслуженный деятель искусств Украины, кандидат педагогических наук, академик Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург, Россия), профессор В. Л. Бахарев; народная артистка Украины, профессор Л. С. Стрельцова; кандидат искусствоведения, доцент Л. С. Лыкова; профессор П. Г. Добровольский; лауреат Всеукраинского конкурса хоровых дирижеров, доцент А. Н. Мурзаева; заслуженная артистка Украины С. Я. Полищук, старший преподаватель Ю. В. Воловчук.

Концертмейстеры кафедры - это лучшие выпускники ДГМА, а именно: Л. М. Заря, О. А. Белая, А. В. Иванченко, А. А.Павлова, Т. В. Таран, С. И. Кривонос, Л. А. Стецкая.

За время существования кафедры педагогический коллектив подготовил более 500 специалистов, которые успешно работают в театрах, концертных учреждениях, музыкальных учебных заведениях Украины и за ее пределами. Среди них: главный хормейстер Донецкого национального академического театра оперы и балета имени А. Соловьяненко, народная артистка Украины, профессор Л. С. Стрельцова (класс профессора В. Л. Бахарева); главный хормейстер Днепропетровского театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Украины В. Пучков (класс профессора В. Л. Бахарева); главный режиссер-хормейстер Национального заслуженного академического украинского народного хора им. Г. Г. Веревки, народный артист Украины, лауреат Второго Всеукраинского конкурса хоровых дирижеров З. М. Коринец (класс профессора Л. С. Стрельцовой); заслуженный деятель искусств России И. Трунов (класс В. Г. Попова); кандидат педагогических наук, доцент Славянского педагогического университета С. Смиренский (класс профессора П. Д. Горохова); доцент Николаевского филиала Киевского НУКИМ А. Левченко, кандидат педагогических наук В. В. Демиденко (класс доцента О. С. Шадурского); доцент А. А. Балабан; заслуженные работники культуры Украины Г. Н. Мазин (класс профессора В. Л. Бахарева); И. А. Папуш (класс Ю. А.Филатова); В. А. Сергеев и О. З. Горская (класс Ю. А. Филатова); Л. В. Архимандритова (класс доцента В. А. Вакуловича); заслуженные работники культуры России О. Некрасова и О. Михайленко (класс доцента А. С. Шадурского), лауреат Всеукраинского конкурса хоровых дирижеров, доцент А. Н. Мурзаева (класс профессора В. Л. Бахарева).

Лаборатория подготовки хоровых дирижеров на кафедре ­ студенческий хор ­ победитель республиканских конкурсов, лауреат премии им. С. С. Прокофьева. С 1970 по 1993 год его возглавлял заслуженный деятель искусств Украины, профессор П. Д. Горохов. Под его руководством коллектив исполнил много концертных программ из произведений композиторов-классиков и современных авторов. Значительное место в них занимала музыка кантатно-ораториального жанра. С симфоническими оркестрами Донецкой, Днепропетровской и Харьковской филармоний им были исполнены: оратория «Времена года» Й. Гайдна, кантата «Александр Невский» и оратория «Иван Грозный» С. С. Прокофьева, «Патетическая оратория» Г. Свиридова, кантата «Иоанн Дамаскин »С. Танеева,« Немецкий реквием» И. Брамса, реквиемы Дж. Верди, В. Моцарта и другие произведения. Высокий уровень исполнительской культуры продемонстрировал хор под руководством профессора П. Д. Горохова, выступая в Киеве, Одессе, Мариуполе, Владимире (Россия), Керчи, Симферополе, Чернигове, Львове и других городах Украины.

С 1993 года руководителем хора стал заслуженный деятель искусств Украины, профессор В. Л. Бахарев. Лучшие исполнительские качества коллектива были сохранены, продолжалась насыщенная концертная деятельность. Она особенно активизировалась в 1997 ­ 2000 годах. В этот период с симфоническим и камерным оркестрами филармонии студенческий хор исполнил ряд интересных произведений крупной формы: Реквием Л. Керубини, кантату «Весна» М. Скорика, Мессу соль мажор Ф. Шуберта, «Gloria» А. Вивальди, кантату «Кармина Бурана» К. Орфа, кантату «Рождественское сольфеджио» М. Шуха, «Высокую мессу» Й. Баха, «Вечернюю музыку» В. Ходоша. Без сопровождения выполнялся хоровой цикл П. Чеснокова «Во дни брани». В репертуаре хора постоянно звучали произведения талантливых современных донецких композиторов: А. Некрасова, А. Скрипника, В. Стеценко, О. Рудянського, С. Мамонова.

С 2000 года коллектив возглавляет лауреат Всеукраинского конкурса хоровых дирижеров, доцент кафедры хорового дирижирования Алиме Мурзаева.

 

Концертмейстерами хорового класса в разные годы были ведущие концертмейстеры кафедры ­ Любовь Стецкая, Ирина Заярная, Светлана Кривонос. С 2010 года и по сей день с хором работает ведучий концертмейстер Любовь Заря.

Хор Академии является не только концертным коллективом, но и творческой лабораторией для молодых хормейстеров. В репертуаре хора произведения композиторов многих национальных школ. Молодые певцы с удовольствием исполняют музыку различных хоровых стилей и направлений. Это произведения крупной формы И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, К. Орфа, Ф. Пуленка, а также миниатюры К. Стеценко, М. Леонтовича, С. Рахманинова, Д. Бортнянского, П . Чеснокова, М. Березовского, Г. Свиридова, А. Шнитке, А. Гречанинова, И. Брамса, В. Лысенко, а также обработки народных песен.

Своими концертными выступлениями камерный хор активно пропагандирует современную украинскую музыку Л. Дычко, В. Степурко, В. Стеценко, А. Скрипника, А. Рудянского, Е. Петриченко, Р. Качалова, Д. Милки А. Некрасова, М. Скорика, Е. Чистой, В. Зубицкого, Е. Станковича.

Хоровой коллектив ДГМА участвует в дипломных театральных спектаклях, которые осуществляются студентами - выпускниками Академии, а именно ­ В. Моцарт "Волшебная флейта" (2011 г.), Ш. Гуно «Фауст» (2013 г.), А. Рудянский «Шлях Тараса » (2014 г.).

Хор Академии ведет активную концертную деятельность, выступает на престижных сценах Киева, Донецка, Запорожья, Луганска, Днепропетровска, Мариуполя, Полтавы, Чернигова.

С 2004 по 2014 годы на базе Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева были проведены Пять международных баховских академий, в течение которых артисты хора имели возможность учиться у немецких педагогов. Результатом достаточно сложного и плодотворного сотрудничества стало успешное (по отзывам прессы и музыкальных критиков) исполнение "Страстей по Иоанну" (2004г.), кантат № 21, 140 (2006 г. ), №117, №179 (2010 г.), № 10, 147 (2013 г.), мессы G-dur BWV 239 (2010 г.), «Magnifikat» BWV 248 (2013г.), а также «Рождественской оратории» BWV 248 И. С. Баха (2011г.) и мотета «Ich hatte viel bekumernis» И. Брамса в концертных залах Луганска, Мариуполя, Артемовска и Донецка.

Камерный хор ДГМА им. С. С. Прокофьева является лауреатом премии С. С. Прокофьева, лауреатом Второго международного хорового конкурса имени П.Муравского (2011), участником музыкальных форумов:

  • «Певческий Собор» ­ Донецк, Киев, Святогорск (2003, 2004);
  • «Всеукраинский фестиваль духовного песнопения» ­ Днепропетровск (2005, 2007, 2011);
  • IX хор-фест «Златоверхий Киев» (2005);
  • «Христос воскресе» ­ Запорожье (2007, 2009);
  • «Апрельский Благовест» ­ Макеевка (2007, 2009, 2011, 2012);
  • «Хоровая ассамблея» ­ Мелитополь (2012);
  • «Искорка Божия» ­ Донецк (2011, 2012);
  • «Молодые композиторы Донетчины ­ C.С. Прокофьеву»­ Донецк, Запорожье (2011,2012)
  • «Donbas modern music Art-2013» ­ Донецк (2013).

 

Успешно функционирует и хор студентов заочного отделения. С 1968 по 1993г. руководителем его был доцент А. С. Шадурский, с 1993 по 1994 ­ доцент Н. В. Окушко, с 1994 по настоящее время – професор П. Г. Добровольский.

Еще одной концертной единицей кафедры хорового дирижирования являеться женский вокальный ансамбль «Мечта», художественный руководитель ­ профессор П. Г. Добровольський. Вокальный ансамбль ­ лауреат Международного фестиваля и Всеукраинских хоровых конкурсов существует на общественных началах с 1985 года. Начиная с 2001 года ­ он постоянный участник фестивалей польской культуры общества поляков Донбасса. В августе 2004 года получил Гран-при на XIII международном фестивале поэзии М. Конопницкой в польском городе Пшедбуж. В ноябре 2007 года на Первом Всеукраинском конкурсе хоровых коллективов имени Б. Лятошинского получил Диплом Первой степени. В апреле 2010 года на VI Всеукраинском хоровом конкурсе имени Н. Леонтовича стал лауреатом Второй степени.

Итак, в целом деятельность кафедры хорового дирижирования направлена на популяризацию искусства хорового пения и способствует формированию положительного имиджа ДГМА имени С. С. Прокофьева в Донбассе и за его пределами.

 

Страница 1 из 3