Банер гум программа

    GumPom_Telef314x92.jpg

Флаг

Кафедра камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки

Кафедра камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки как самостоятельное структурное подразделение Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева сформировалась в декабре 1970 года. Ранее ансамблевые дисциплины были рассредоточены по кафедрам струнных инструментов и специального фортепиано.

Первым заведующим кафедры (1970–1972) была известный музыкант, доцент В. М. Бакеева (гобой, орган), имевшая опыт оркестровой игры и ансамблевого исполнительства.

В секции камерного ансамбля работали профессор С. И. Вайс (альт), старший преподаватель В. В. Балон (виолончель), Е. В. Рымашевский (скрипка), А. И. Маслова (фортепиано), В. А. Халапсис (скрипка).

В секции аккомпанемента: доцент С. В. Савари (заведующий секцией), старшие преподаватели Т. Ф. Логвис, В. К. Гельд, преподаватель В. Ф. Гончаренко.

По совместительству на кафедре сотрудничали специалисты других кафедр: профессор, заслуженный деятель искусств УССР А. Н. Котляревский (музыковед, органист); кандидаты искусствоведения и профессора Б. Г. Манжора (музыковед, тромбон), Е. Р. Носырев (гобой); старший преподаватель Л. В. Жук (скрипка), Б. И. Харитонов (альт); преподаватели И. В. Андрияш (флейта), А. И. Новицкий (валторна), Л. И. Данюк (скрипка).

Первыми штатными иллюстраторами кафедры в классе камерного ансамбля были: П. Фарбер (скрипка), Р. Халапсис (скрипка), Г. Мельник (скрипка), Т. Ткаченко (виолончель); в классе аккомпанемента: Н. Гришковская (сопрано), К. Друнчис (сопрано), З. Калиберда (меццо-сопрано), М. Александрович (баритон). С 1970 года на должность преподавателя класса аккомпанемента была зачислена выпускница ДГМПИ, отличница учебы Т. Л. Бородина (Моргунова, фортепиано).

Первыми учебными задачами кафедры были:

  • разработка и утверждение рабочих планов студентов;
  • оптимизация форм и методов контроля за учебным процессом;
  • поиск прогрессивных путей воспитания студентов как музыкантов-ансамблистов и будущих преподавателей ансамблевых дисциплин;
  • формирование программ выпускников.

Большое внимание в планах кафедры уделялось разнообразным видам творческих, методических и исполнительских работ.

С 1971 года в классе камерного ансамбля начал работать пианист и композитор Ю. В. Николаев. Член Союза композиторов СССР, автор симфонических, ансамблевых произведений, романсов, пьес, он в 1972–75 годах возглавил кафедру. По его инициативе начали проводить конкурсы на лучшее исполнение камерного репертуара, конференции с участием преподавателей музыкальных училищ Донецкого региона. Члены кафедры неоднократно посещали музыкальные училища, где вели пропаганду камерных дисциплин, давали открытые уроки, консультации, укрепляли контакты с единомышленниками, которые были не равнодушны к делу ансамблевого воспитания пианистов. В результате в училищах Донецкой области и Луганска были созданы соответствующие отделы, которые активизировали процесс, инициировали написание специальных методических пособий, программ, рекомендаций и др.

В начале 80-х годов появились предметные комиссии в музыкальных школах, которые требовали от кафедр создания инструктивных пособий. Преподаватели С. В. Савари и Н. Ф. Гречишкина подготовили брошюру «методика организации работы в классе аккомпанемента ДМШ», изданную в Донецке (1988), Киеве (1989).

С 1975 по 1983 годы кафедру возглавил и. о. доцента Б. И. Харитонов, а с мая 1983 года на должность заведующего кафедрой избран заслуженный артист УССР, пианист-концертмейстер С. В. Савари. По его инициативе в 1989 году прошла первая всеукраинская конференция преподавателей кафедр концертмейстерской подготовки. Одновременно была создана Ассоциация концертмейстеров Украины при Союзе музыкальных деятелей.

Последствием Всеукраинской конференции стала большое количество публикаций методического и исследовательского характера, обмен концертными программами между консерваториями и музыкальными училищами.

Кафедра активно осуществляла творческие контакты с выдающимися специалистами-ансамблистами. Открытые уроки, семинары, собеседования провели профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского М. В. Мильман, Е. М. Шендерович, заведующий кафедры концертмейстерской подготовки Харьковского института искусств имени И. П. Котляревского, профессор А. А. Мирошникова, профессор Национальной музыкальной академии имени П. И. Чайковского, заслуженная артистка Украины Г. И. Паторжинская, профессора Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных Г. А. Федоренко и В. П. Самолётов (заведующий кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки).

На кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки опубликовано свыше 150 научно-методических работ, которые обеспечивают все направления деятельности ансамблевых классов. Напечатана программа «Фортепианный ансамбль» для музыкальных ВУЗов Украины (авторы Н. И. Лаврик и Н. Н. Строчан); защищена кандидатская диссертация по камерному творчеству С. И. Танеева (Т. И. Киреева), она же является автором монографии «Донбасс: культура и искусство» (1999); издана книга «Композиторы Донбасса» (соавторы Т. И. Киреева, С. В. Савари, 1994); разработана «Программа курса методики камерного ансамбля» (автор Т. Л. Моргунова); напечатаны тексты лекций по концертмейстерскому мастерству (автор С. В. Савари, 1992, 1994, 1996), а также пособие «Транспозиция нотных текстов» (С. В. Савари, 2014).

Оглядывая 44-летний творческо-педагогический путь кафедры с благодарностью вспоминаются имена инициативных профессионально успешных музыкантов: В. П. Чукаловская, Т. В. Свободина, О. Р. Филиппаки, Л. М. Пархомовская, Е. В. Комликова, И. М. Антипина, Н. Александрова, И. Л. Куйда, кандидат искусствоведения, профессор Г. Ф. Глазунова, заслуженный артист УССР профессор Д. Б. Шейнин.

Все годы работы кафедры большое внимание уделялось организации и проведению концертмейстерской практики (с 1983 года дисциплину ведет Н. Ф. Гречишкина). Разработанная программа обеспечивает студентов возможностью приобщиться к учебному процессу в кдассах симфонического и хорового дирижирования, балета (сценическое движение), оркестровых и народных инструментов. За все время обучения на кафедре студент накапливает разнообразный репертуар, который включает несколько оперных сцен, инструментальные концерты, партитуры a capella, балетную музыку – всего около 200 наименований. В качестве важной формы контроля внедрен «Дневник концертмейстера-практиканта» (автор Н. Ф. Гречишкина), где фиксируются все виды и ступени практики.

С 1 сентября 1997 года члены кафедры ведут классы камерного ансамбля и аккомпанемента в ССМШ, оказывают помощь учебным заведениям Украины всех трех ступеней музыкального образования. Преподаватели кафедры возглавляют ГЭК в музыкальных училищах, работают в составе жюри региональных, Всеукраинских, международных конкурсов, берут активное участие в научных конференциях Украины и за рубежом. Например, профессор С. В. Савари провел семинары по искусству аккомпанемента в Финляндии, Казахстане, России.

Члены кафедры – активные участники программ радио и телевидения, концертов филармонии, театра оперы и балета. В средствах массовой информации (газетах, журналах) напечатано свыше 300 статей, рецензий на концерты и спектакли. В «золотой фонд» украинского радио, областного радио и телевидения записаны программы камерных произведений, редко исполняемых сочинений украинских композиторов, донецких авторов (около 80 часов). Кафедра – обязательный участник творческих отчетов донецких композиторов.

В 1991 году по инициативе заведующей секции камерного ансамбля Т. Л. Моргуновой на базе Академии прошли всесоюзные курсы камерно-ансамблевого мастерства под руководством профессора Московской государственной консерватории, заслуженного деятеля искусств России Т. А. Гайдамович и старшего преподавателя МГК А. В. Бондурянского.

С 1992 года на базе кафедры проводятся областные конкурсы концертмейстеров, смотры отделов камерного ансамбля музыкальных училищ Донецкой, Луганской, Днепропетровской областей, конкурс ансамблевых исполнителей «Gradus ad Parnassum».

С 1970 года на кафедре постоянно работает научно-студенческого общества (координатор Н. И. Лаврик). В активе кружка свыше десять призов всесоюзных, республиканских, всеукраинских студенческих конференций.

Кафедра подготовила ансамблистов – дипломатов республиканских и международных конкурсов. Среди них: Н. Гречишкина, А. Кирсанова, В. Гамарь, О. Пяткова, Л. Чабан, Ф. Ходос, Е. Комликова, А. Ткаченко, В. Парамонина, И. Хитрякова, Р. Юрко, Е. Шаталова, Н. Тинякова, Л. Палей, Н. Александрова, В. Моисеева, Н. Головина, Е. Карафин, Г. Безъязычный, А. Рахманин, А. Безнос, М. Баркова, Е. Жаркая, Н. Биджакова, Л. Ерасова, Ю. Шевченко, И. Шерман, Ю. Кириченко, Т. Комендант, Е. Переходенко, Е. Соколик, Н. Джигалюк, А. Зибенко, С. Терехов.

Заведующий кафедры – народный артист Украины, заслуженный деятель культуры Польши, профессор С. В. Савари;За большой вклад в пропаганду музыки С. С. Прокофьева, активную исполнительскую и научную деятельность,

творчества донецких композиторов преподаватели кафедры С. В. Савари, Н. И. Лаврик, Н. Н. Строчан, Т. Л. Моргунова, Т. И. Киреева, Ж. Г. Скобцова отмечены званием лауреатов премии имени С. С. Прокофьева Областного фонда культуры.

Впервые в Украине кафедра начала подготовку пианистов-аккомпаниаторов для балетных классов, школ спортивного мастерства. Инициатива была поддержана соответствующими кафедрами Алма-Атинской, Львовской, Одесской консерваторий, отделом концертмейстерской подготовки Алтайского музыкального училища.

Состав кафедры в настоящий момент: заведующий кафедры – народный артист Украины, заслуженный деятель культуры Польши, профессор С. В. Савари; заведующая секцией камерного ансамбля, профессор Т. Л. Моргунова, кандидат искусствоведения, профессор Т. И. Киреева, профессор Н. И. Лаврик, кандидат искусствоведения, доцент Н. Л. Биджакова, доцент Л. В. Мельникова; секция концертмейстерской подготовки: профессор С. В. Савари, профессор, дипломант республиканского конкурса Н. Ф. Гречишкина, доцент Ж. Г. Скобцова, старший преподаватель М. Н. Коваленко; концертмейстеры: лауреат всеукраинского, дипломант международного конкурса Н. Л. Биджакова (виолончель), А. Б. Зинченко (виолончель), Л. И. Швецова (сопрано), И. В. Бочарова (сопрано), лауреат международного конкурса А. И. Кирсанова (меццо-сопрано).