Кафедра истории, теории музыки и композиции
Заведующая кафедрой Стасюк Светлана Александровна, кандидат искусствоведения, доцент
О кафедре
За время своего существования кафедра истории, теории музыки и композиции прошла важные этапы развития:
1968 год – начало функционирования кафедры, включающей в себя две секции – теории и истории музыки;
1969 год – каждая из секций приобретает статус самостоятельной кафедры: кафедра теории музыки, кафедра истории музыки;
1980 год – на кафедре теории музыки открывается секция композиции;
1991 год – решением ректората «Кафедра теории музыки» переименована в «Кафедру теории музыки и композиции»;
2000 год – на базе секции композиции создается «Кафедра композиции и современных музыкальных технологий»;
2014 год – происходит объединение двух кафедр в одну «Кафедру теории музыки и композиции» с двумя секциями: секция теории музыки, секция композиции;
2018 год – объединение кафедры теории музыки и композиции и кафедры истории музыки и фольклора в единую кафедру истории, теории музыки и композиции.
На кафедре истории, теории музыки и композиции работают как опытные профессионалы, так и молодые кадры, недавние её выпускники: кандидат искусствоведения, профессор Стасюк С.А.; кандидат искусствоведения, доцент Тукова Т.В.; кандидат искусствоведения, доцент Гамова И.В.; кандидаты искусствоведения, доценты Бабенко Е.С., Романец М.С.; доцент Балашова И.И.; старшие преподаватели Рыбина О.В., Синицкая А.П., Тихонова С.Е., Мартыненко Н.Н., Леонтьев А.Н., преподаватели Кондрашов С.Н., Рожкова А.Ю., Емелина Е.Ю.
Заведует кафедрой доцент Качалов Р.Н., который являлся исполняющим обязанности ректора ДГМА имени С.С. Прокофьева в 2017-2020 г.г.
Все выпускники заняли достойное место в мировом искусстве, имеют почётные звания, награды, работают в учебных заведениях края и за рубежом.
Секция истории музыки и фольклора
Кафедра истории музыки и фольклора, ныне – секция кафедры истории, теории музыки и композиции, создана в 1969 году по инициативе заслуженного деятеля искусств Украины, профессора А. Н. Котляревского.
На всех этапах развития главной целью её деятельности была высококачественная подготовка специалистов специализации «Музыковедение», которая предусматривает глубокую эрудицию, всестороннее знание истории мировой и отечественной культуры, музыкального фольклора, основательное владение навыками педагогической, научной, музыкально-просветительской и культурно-общественной деятельности. В задачи секции также входит предоставление глубоких знаний по истории музыки и фольклора как важной части комплексной подготовки музыканта-специалиста любой специальности.
Члены секции принимают активное участие в научно-исследовательской и методической работе академии: выпуске сборника научных статей «Музыкальное искусство», организации и проведении международных научно-практических конференций. Педагоги секции работают над докторскими (С. А. Стасюк) и кандидатскими (О. В. Рыбина) диссертациями, выступают с докладами на престижных научных конференциях (Москва, Минск, Ростов-на-Дону, Томск, Донецк), оказывают методическую помощь музыкальным учебным заведениям региона (лекции на ФПК, мастер-классы, консультации), ведут просветительскую работу, руководят подготовкой студентов для участия в конкурсах, конференциях, лекциях, концертах. В 2017 году кандиадт искусствоведения, доцент М. С. Романец удостоена звания Дипломанта XXVII Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства (Москва).
Секция композиции
В прошлом кафедра, а ныне секция композиции и современных музыкальных технологий существует с целью воспитать будущее поколение талантливых композиторов. В рамках обучения студенты приобретают целостный комплекс знаний и практических навыков по всем необходимым в нелёгком композиторском деле музыкальным дисциплинам, а также практику исполнительской деятельности и работы с компьютерно-информационной составляющей профессии.
За время работы на кафедре творили и преподавали именитые композиторы, члены Национального Союза композиторов Украины и Национального Всеукраинского музыкального Союза: С. А. Мамонов, А. И. Некрасов, А. В. Скрыпник и другие. Традиции этих мастеров чтутся и наследуются по сей день.
Среди проектов последних лет – Концерт симфонической музыки донецких композиторов, в котором прозвучали произведения А. Н. Рудянского, В. И. Стеценко, Д. Е. Милки и Р. Н. Качалова (в рамках проекта «Музыка мира против войны», г. Ростов-на-Дону); Концерт камерно-инструментальной музыки молодых композиторов Донбасса, посвящённый 70-летию Великой Победы (2015); проводящийся при поддержке Министерства культуры Донецкой Народной Республики ежегодный Международный фестиваль современной музыки; I Международный молодёжный фестиваль современной и традиционной музыки «Русская весна в Петербурге» и другие.
Большинство студентов ярко проявили себя во время обучения, завоевав звания лауреатов и дипломантов таких престижных конкурсов, как Международный конкурс им. С. С. Прокофьева «На родине композитора. Украина-2000», Всеукраинский конкурс-смотр творчества студентов-композиторов к 100-летию С. С. Прокофьева; Всеукраинские фестивали-конкурсы «Молодая Украина – Прокофьеву», Международный конкурс студентов-композиторов «Gradus ad Parnassum» в рамках Международного Форума музыки молодых, и др.
Секция теории музыки
Педагоги секции теории музыки предоставляют студентам целостный комплекс знаний по таким основополагающим для любого музыканта-профессионала предметам, как сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений и др. За годы существования была создана прочная методическая база для будущих музыковедов-педагогов по всем предметам теоретического цикла.
Преподавательский состав секции участвует в организации конференций (Международная научно-практическая конференция «Творчество С. С. Прокофьева в проекции XXI века», приуроченная к 125-летию со дня рождения композитора; Международная научно-практическая конференция «Дмитрий Шостакович и мировая художественная культура», Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 20-летию Донецкого Баховского общества – «И. С. Бах и мировое музыкальное искусство»), издаёт сборники.