Камерный хор
Руководителем хора с момента его создания был заслуженный деятель искусств Украины, доцент Виктор Вакулович, стоявший во главе творческого коллектива с 1965 по 1968 год. Виктор Евсеевич получил образование в Харьковском институте искусств имени И. П. Котляревского, был руководителем самодеятельных хоровых коллективов: капеллы Макеевского металлургического комбината, капеллы Управления Донецкой железной дороги, Хора Донецкого военного училища инженерных войск и войск связи; художественным руководителем Шахтёрского ансамбля песни и танца «Донбасс». Под его руководством самодеятельные коллективы и хор студентов кафедры достигли высокого уровня исполнительской культуры.
С 1968 по 1993 год хором нашего учебного заведения руководил заслуженный деятель искусств Украины, кандидат искусствоведения, профессор Пётр Горохов, получивший высшее образование в Одесской консерватории имени А. В. Неждановой. Пётр Данилович заложил фундамент профессионального хорового исполнительства Донбасса и вывел хоровой коллектив академии на качественно новый исполнительский уровень. В репертуаре хора в эти годы была представлена зарубежная духовная, русская и украинская светская хоровая музыка, а также обработки народных песен разных стран мира. Хор студентов кафедры с успехом исполнял произведения крупной формы с филармоническими оркестрами Донецка, Днепропетровска, Киева. Это оратория И. Карабица «Земля моя по имени Донбасс», «Немецкий Реквием» И. Брамса, «Иван Грозный» Сергея Прокофьева, «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева и другие. Запомнились слушателям также исполнительские версии произведений К. Г. Стеценко «Милiсть спокою», «Чуэш, брате мiй», «Шануймо ширий дар любовi» А. Я. Штогаренко, «Развалину башни» С. И. Танеева, исполненные на сценах Донецка, Киева, Львова.
В этот же период появилось новое направление в репертуарной политике хора – возрождение и широкая пропаганда духовной музыки. Хор студентов начинает осваивать произведения П. Г. Чеснокова, С. В. Рахманинова, М. И. Ипполитова-Иванова.
С 1993 по 2000 год сохранял и приумножал традиции хорового исполнительства Донбасса в хоре Академии заслуженный деятель искусств Украины, профессор, академик Петровской академии наук и искусств Виктор Бахарев. Виктор Леонидович получил образование в Харьковской государственной консерватории, был руководителем Шахтёрского ансамбля песни и танца «Донбасс». Под его руководством хор вёл активную концертную деятельность на территории Донбасса и центральной Украины. В этот период репертуар хора пополнился значительным количеством произведений крупной формы, например, «Carmina burana» К. Орфа, месса H moll И. С. Баха, а также презентовались произведения композиторов Донбасса, что было обусловлено формированием донецкой композиторской школы.
С 2000 года и по настоящий день хором руководит доцент Алиме Мурзаева, окончившая Донецкую государственную консерваторию имени С. С. Прокофьева, хормейстер – выпускница кафедры Татьяна Кувшинова.
Концертмейстерами хорового класса в разные годы были концертмейстеры кафедры: Т. В. Таран, Л. А. Стецкая, Э. Гляймер, Н. Г. Строчан, И. Ю. Ткачева, С. И. Кривонос. С 2010 года и по сей день с хором работает дипломант международных конкурсов, концертмейстер Л. М. Заря.
Заканчивая исторический экскурс, следует отметить, что Хор студентов кафедры хорового дирижирования – лаборатория подготовки хоровых дирижёров. В его составе с момента основания в 1965 году и до сегодняшнего дня студенты-хормейстеры и выпускники академии разных специальностей. Хоровой коллектив академии является не только учебным хоровым коллективом, обеспечивающим практикой работы с хором и прохождение Государственной итоговой аттестации дирижёров-хормейстеров, но и самостоятельная концертная единица вуза.
Современный репертуар хорового класса достаточно разнообразен. В него включены произведения мировой и отечественной классики, русская духовная музыка, произведения композиторов XXI века, обработки народных песен разных стран.
Как уже говорилось выше, фундаментальной частью репертуара хорового коллектива является духовная музыка. Это староукраинские монодии, произведения отечественных композиторов эпохи барокко, например, «Воскресенский канон» Н. П. Дилецкого, хоровые концерты композиторов-классиков М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, А. Л. Веделя, оратория «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» С. А. Дегтярева, произведения К. Г. Стеценко, А. А. Архангельского и оригинальные сочинения нашего земляка Н. Д. Леонтовича.
Продолжают традицию исполнения духовной музыки произведения Композиторов Нового направления: это гармонизации традиционных распевов А. Д. Кастальского, цикл «Во дни брани» П. Г. Чеснокова, фрагменты «Демественной литургии» А. Т. Гречанинова, духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» и фрагменты «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова, а также духовные сочинения украинских композиторов XX века – хоровые концерты В. Д. Зубицкого «Я люблю Господа», Е. Ф. Станковича «Якi любi оселi…», «Три духовных хора» А. Г. Шнитке, отдельные номера цикла «Песнопения и молитвы» Г. В. Свиридова.
Значительную часть репертуара хорового коллектива составляют светские произведения отечественных и зарубежных композиторов от эпохи Возрождения и до наших дней. Традиционно в него входят произведения русских композиторов. Это хоровая поэма «Ладога», части хорового концерта «Пушкинский венок», хор «Повстречался сын с отцом» Г. В. Свиридова, «Зимняя дорога», «Березе» В. Я. Шебалина, хоровые поэмы Д. Д. Шостаковича на стихи революционных поэтов, фрагменты концерта Ю. А. Фалика «Поэзы» на стихи Игоря Северянина, «Молитва к Луне», «Всё проходит», «Прощальный поцелуй» Е. И. Подгайца, а также фрагменты хорового концерта «Гори моi» В. Д. Зубицкого, отдельные части фольк-оперы Е. Ф. Станковича «Цвiт папоротi», хоровые миниатюры М. М. Скорика, Б. Н. Лятошинского, В. И. Степурко, Л. В. Дичко.
Особое место в репертуаре хора всегда занимали произведения кантатно-ораториального жанра. Сотрудничество хора с оркестрами Донецкой государственной академической филармонии позволяют расширять репертуар хора и включать в него произведения для хора и оркестра, что активизирует концертную деятельность коллектива и обеспечивает студентов необходимой концертной практикой. В библиотеке хора оратория «Времена года» Й. Гайдна, «Gloria» А. Вивальди, меса h moll И. С. Баха, кантата «Александр Невский» и оратория «Иван Грозный» С. С. Прокофьева, «Патетическая оратория», кантата «Курские песни» и «Весенняя кантата» Г. В. Свиридова, кантаты «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева и «Carmina burana» К. Орфа, «Немецкий реквием» И. Брамса, реквиемы Л. Керубини, В. А. Моцарта, Дж. Верди, Э. Л. Уэббера, К. Дженкинса.
С 2004 по 2014 годы на базе Донецкой государственной музыкальной академии были проведены пять международных Баховских академий, в рамках которых артисты хора имели возможность обучаться у немецких педагогов, носителей исполнительской культуры и традиций исполнения старинной музыки, что обогатило репертуар хора и сделало возможным исполнение целого ряда кантат (№ 10, 21, 117, 140, 147, 179), мессы G-dur, «Magnifikat» BWV 243, а также «Рождественской оратории» BWV 248, «Страстей по Иоанну» И. С. Баха и мотета «Warum ist das Licht gegeben...» И. Брамса в концертных залах Луганска, Артёмовска, Дзержинска и Донецка.
Хоровой коллектив Академии участвует в постановках дипломных театральных спектаклей, которые осуществляются студентами разных курсов и выпускниками вуза. Это «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Фауст» Ш. Гуно, «Шлях Тараса» А. Н. Рудянского, «Русалка» А. Дворжака и др. Оперные спектакли традиционно проходят на сцене Донецкого академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко.
Отдельным направлением деятельности хорового коллектива Академии является постановка произведений с пластическим рисунком и элементами хорового театра. Так, в 2012 году была создана фольклорная композиция из обработок народных песен разных композиторов, объединённых в хоровой спектакль, в котором отражены традиции народно-молодёжных гуляний и бытового музицирования Украины. Это оригинальное театрализованное представление, в котором, артисты хора выходят из строгого амплуа академического коллектива и превращаются в искромётный живой организм, свободно движущийся по сценической площадке, в которой каждый участник становится яркой краской в атмосфере юмора и веселья. Постановка в хоровом классе фрагментов Хоровой симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина с гобоем и ансамблем ударных инструментов позволила продолжить традиции исполнения произведений с элементами хорового театра.
Экспериментальной же в хоровой лаборатории кафедры стала постановка произведения А. Пьяццолы «Либертанго» с пластическим рисунком. Артисты хора получили возможность не только петь произведение, но и предстать в роли условных «танцоров», что значительно добавило выразительных средств исполнению хорового произведения. Впоследствии опыт подобной работы позволил расширить репертуарный список хора и включить в него авангардные произведения композиторов XXI века.
Сотрудничество хора с современными донецкими композиторами – важная составляющая музыкальной жизни хорового класса. Своими концертными выступлениями на протяжении всей истории своего существования Камерный хор активно пропагандирует современную музыку донецких композиторов: В. И. Стеценко, Р. Н. Качалова, Д. Е. Милки, А. И. Некрасова, Е. А. Чистой, А. А. Шуха, С. Е. Тихоновой, являясь подчас первыми исполнителями созданных в Донбассе хоровых сочинений.
С 2015 года в Камерный хор Академии стал активным участником фестивалей и концертов Ростовской организации Союза композиторов России и Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, что способствовали не только установлению творческих связей с композиторами Дона, но и возникновению новых творческих проектов с участием Камерного хора Академии. Исполнение произведений композиторов Дона стало новой страницей в репертуаре хора, теперь в него вошли произведения Ю. Б. Машина, Л. П. Клиничева, В. Ф. Красноскулова и В. С. Ходоша.
Особое место в репертуаре хорового коллектива занимает современная хоровая музыка. Тесная творческая дружба Камерного хора и ансамбля ударных инструментов Академии «Art percussion» под управлением кандидата искусствоведения, профессора В. Л. Филатова даёт возможность молодым музыкантам исполнять современную музыку для хора и ударных, а также открывает новые горизонты исполнительских экспериментов. Великолепное звучание маримбы, вибрафона в сочетании с томами, большими барабанами и другими не менее выразительными инструментами в ансамбле с хором открывает нам широчайшую палитру необычных тембровых сочетаний. Студенты с удовольствием поют «Маленькую джазовую мессу» Б. Чилкотта, Концерт для маримбы с хором Дж. Кашински, овладевая выразительными возможностями хоровых тембров, с эффектом «спетого слова» и «сказанного звука», а также элементами «body percussion».
Камерный хор ФГБОУ ВО ДГМА имени С. С. Прокофьева является лауреатом премии С. С. Прокофьева, лауреатом конкурсов и фестивалей:
• Всесоюзный фестиваль искусств “Київська весна” (г. Киев, 1979 г.);
• «Крымский фестиваль искусств–82» (г. Симферополь, 1982 г.);
• «Владимир–81» (г. Владимир, 1981 г.);
• Международный фестиваль исполнительского искусства «Прокофьевская весна» (г. Донецк, 1981-2020 гг.);
• «Міжнародний фестиваль української музики» (г. Киев, 1989 г.);
• «Певческий Собор» (г. Донецк, 2003 г.);
• «Апрельский Благовест» (г. Макеевка, 2007, 2009, 2011, 2012 гг.);
• «Искорка Божия» (г. Донецк, 2011, 2012 гг.);
• Второй международный хоровой конкурс имени П. Муравского (г. Киев, 2011 г.);
• «Молодые композиторы Донетчины − C.С. Прокофьеву» (г. Донецк, 2011 г.);
• «Donbas modern music Art-2013» (г. Донецк, 2013 г.);
• II Международный хоровой конгресс в московской консерватории (г. Москва, 2015 г.);
• V Международный фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры» (г. Ростов-на-Дону, 2015 г.);
• Всероссийский хоровой фестиваль, посвящённый 250-летию со дня рождения С. А. Дегтярёва (г. Белгород, 2016 г.);
• XVII Международный фестиваль духовной музыки «Державный Глас» (г. Минск, Республика Беларусь, 2017 г.);
• Международный фестиваль современного музыкального искусства на родине С. С. Прокофьева (г. Донецк, 2018 г.);
• Открытый фестиваль духовной музыки «Пасхальные перезвоны» (г. Донецк, 2019 г.);
• XI Международный музыкальный конкурс (г. Белград, Сербия 2020 г.);
• IV Открытый Всероссийский конкурс-фестиваль «Образ искусства» (г. Санкт-Петербург, 2020 г.);
• III Международный фестиваль-конкурс «Sempre Сoncept» (г. Саратов, 2020 г.);
• Международный фестиваль-конкурс «Art Paris Fest» (г. Париж, Франция, 2020 г.);
• «SANREMO MUSIC INTERNATIONAL COMPETITION-2020» (г. Сан-Ремо, Италия, 2020 г.);
• Межрегиональный фестиваль академического вокала и хорового пения с международным участием «Томское многоголосие» (г. Томск).
В целом, разнообразный репертуар, атмосфера сотворчества и взаимного профессионального общения позволили Камерному хору Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева завоевать звание лауреата Всеукраинских, Всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, участником многочисленных музыкальных форумов на территории Донбасса и за его пределами.