Наталия Биджакова и Светлана Кривонос сыграли «Русскую виолончельную сонату»
19 и 23 декабря в Донецке прошли два концерта, объединённые общей программой. В стенах зданий факультета СПО и ДГМА имени С.С. Прокофьева выступили профессор кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, виолончелистка Наталия Биджакова и доцент кафедры общего фортепиано, пианистка Светлана Кривонос, представив слушателям программу .
Выбор произведений оказался не случайным. Музыкантов заинтересовала Соната Ивана Крыжановского op. 2 g-moll, написанная в начале XX века и почти полностью забытая на протяжении более ста лет. Известно, что она звучала в России в 1903 году, а в Польше в 2009-м. Наталия Леонтьевна и Светлана Ивановна обратились к тексту этого музыкального произведения, и, освоив первую часть, впервые исполнили её на Летней творческой школе в июне 2025-го в Мариуполе. Это получилось своеобразной премьерой в нашем крае. Позже дуэт изучил Сонату целиком.
В процессе работы над программой музыканты обнаружили удивительную связь между авторами: Иван Крыжановский был первым учителем Николая Мясковского, а тот, в свою очередь, был близким другом Сергея Прокофьева и даже вдохновил его на создание собственной виолончельной сонаты. Так появилась линия преемственности: от Крыжановского через Мясковского к Прокофьеву. Программа концерта естественным образом выстроилась как музыкальное повествование, охватывающее полвека – от начала 1900-х до 1950-х годов.
В процессе подготовки к выступлению исполнители тщательно отрабатывали инструментальные партии, прежде чем приступить к совместным репетициям. Тогда уже шла работа над ансамблевой техникой, выстраиванием интерпретаций и достижением единого эмоционального пространства.
- «Мы уже достаточно сыграны, – говорит Светлана Кривонос, – и на сцене ощущаем друг друга на уровне обмена энергиями».
Во время самого концертного выступления инструменталисты стараются полностью погрузиться в музыку. Главное – передать замысел композитора. По словам исполнителей, есть признак ощущения концентрации внимания зрителей – это тишина в зале во время лирических эпизодов, и, значит, публика при этом сосредоточенно слушает, сопереживает и принимает музыку.
Для Наталии Биджаковой выступление на сцене факультета СПО имеет особое значение. Именно здесь, в стенах бывшего Донецкого музыкального училища, она получила своё первое профессиональное образование. Это место она называет «домом родным». Там всегда царила особая творческая атмосфера, сохранившаяся и по сей день. Путь в музыке Наталии Леонтьевны начался, как и у многих советских детей, с поступления в музыкальную школу – тогда это считалось естественной частью воспитания. Удача улыбнулась ей в лице педагога Александра Яковлевича Кононова, чьи уроки заложили прочный фундамент будущей карьеры.
Светлана Кривонос вспоминает своё музыкальное начало проще и трогательнее: соседка оказалась учительницей по фортепиано, поэтому уже в пять лет маленькая Света захотела сыграть простейшие мелодии. С этого момента ей и открылась дорога в мир искусства – через музыкальное училище в Мариуполе к донецкой тогда ещё консерватории. По мнению пианистки, русская музыка – это живая душа народа, в которой отражаются радости, чаяния, надежды и стремление к совершенству.
- «Очень хочется, чтобы наше подрастающее поколение осознавало истоки, стараясь сохранить то, что заложено композиторами», – с теплотой утверждает Светлана Ивановна.
Программа «Русская виолончельная соната» стала концертом, обращённым к истории жанра. Через звучание инструментов ожили голоса трёх композиторов, связанных невидимой, но прочной нитью. А благодаря искренности и мастерству Наталии Биджаковой и Светланы Кривонос эта нить протянулась к слушателям.














































